О возбуждении дела в отношении перевозчиков г.о.Тольятти

21 марта 2016 года в отношении всех внутримуниципальных перевозчиков г.о. Тольятти Самарским УФАС России возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

Напомним, в январе 2016 года в Самарское УФАС России поступило сразу несколько обращений от  граждан г.о. Тольятти с жалобами на резкое повышение стоимости проезда в городском пассажирском транспорте.

Согласно данным заявителей  с 1 января 2016 года стоимость проезда в автобусах и троллейбусах муниципальной сети пассажирских перевозок возросла с 20 до 25 рублей, а проезд по маршрутам коммерческих компаний-перевозчиков  подорожал с 20 до 27 рублей.

В указанной ситуации с повышением цен на внутримуниципальные перевозки г.о. Тольятти специалистами антимонопольного органа были усмотрены признаки нарушения пункта  1 части 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции».  Так,  синхронное повышение и установление одинаковых цен на услуги по перевозке пассажиров  могут говорить о наличии соглашения, согласованных действий между перевозчиками.

В случае подтверждения факта осуществления  антиконкурентных соглашений, согласованных действий к перевозчикам, одновременно повысившим цены, могут быть применены меры административной ответственности в виде оборотных штрафов согласно статье 14.32 КоАП РФ.
         Также,  в связи с  общественным резонансом, вызванным установлением перевозчиками г.о. Тольятти единой стоимости проезда для льготных категорий граждан в размере 10 рублей,  Самарское УФАС  России считает необходимым сообщить следующее.
         21 мая 2015 года Самарским УФАС России было вынесено решение о признании в действиях Мэрии г. о. Тольятти нарушение пунктов 2, 8 части 1 статьи 15, пункта 2 части 1, части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Ранее в Самарское УФАС России обратились тольяттинские перевозчики с жалобой на действия Мэрии г.о.Тольятти при проведении конкурса на осуществление регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам.

Специалистами Самарского УФАС России было установлено, что на перевозчиков, заключивших по результатам торгов договор, необоснованно возлагалась обязанность по оснащению автотранспортных средств техническими средствами приема и обслуживания бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт. Причем указанные затраты перевозчики должны были нести за свой счет.

Важно отметить, что для перевозчиков единственный возможный способ выхода на рынок услуг по перевозке пассажиров - заключение договора на осуществление указанных услуг.

Вместе с тем, решение Самарского УФАС России не содержит выводов об отсутствии у перевозчиков обязанности по перевозке льготных категорий пассажиров. Напротив, условия договоров напрямую предусматривают обязанность перевозчиков по их перевозке.
        Вместе с тем, обязанность за свой счет  подключиться к этой системе Мэрия г.о. Тольятти неправомерно возложила на перевозчиков. К этому выводу пришла Комиссия Самарского УФАС России и Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.

Учитывая то, что Мэрия г.о. Тольятти непосредственно может влиять на условия и качество осуществляемых перевозок на территории г.о. Тольятти в рамках контроля исполнения заключенных договоров с перевозчиками, орган местного самоуправления по указанному делу привлечен в качестве заинтересованного лица.

При анализе сложившейся в Тольятти ситуации важно учесть, что цены на внутримуниципальные перевозки не регулируются законодательством РФ. Предприниматель, осуществляющий услуги перевозки, устанавливает стоимость в зависимости от имеющихся экономических факторов (стоимость ГСМ, покупка шин, ремонт транспортных средств и т.д.).

Для справки: согласно статье 14.32 КоАП РФ осуществление ограничивающих конкуренцию соглашений, согласованных действий недопустимо в соответствии с антимонопольным законодательством  Российской Федерации и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей, либо дисквалификацию на срок до 3 лет; на юридических лиц - от 1% до 15%  размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение.