Кассационная инстанция подтвердила правомерность позиции УФАС

3 июня Федеральный арбитражный суд Поволжского округа подтвердил правомерность решения и предписания Управления от июля 2013 года о признании Мэрии г.о. Тольятти  нарушившей п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о  защите конкуренции.

Аналогичные решения ранее принимали Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд  и Арбитражный суда Самарской области.

Напомним, что в июле  2013 года  Мэрия г.о. Тольятти была признана нарушившей   п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о  защите конкуренции.

Ранее в Управление поступило обращение  ООО «Эко Рециклинг Групп», согласно которому  изменения в Постановлении Мэрии г.о. Тольятти № 71-п/1 создают дискриминационные условия доступа Обществу на товарный рынок по утилизации ТБО и крупногабаритного  мусора.

В соответствии с  Постановлением Мэрии г.о. Тольятти субсидии предоставлялись юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность по утилизации ТБО на возмещение затрат. Для получения субсидии необходимо было наличие специализированного оборудования по  сортировке ТБО, по переработке и обезвреживанию ТБО, позволяющего снизить объем отходов до величины не более 25% от первоначального объема. При этом получателю субсидии необходимо было иметь специализированное оборудование, которое позволяло принять объем ТБО, образующегося  в Тольятти за один календарный год (1 150 тыс. м. куб).

Для получения субсидии претендентам  необходимо было предоставить следующие документы:  расчет затрат на утилизацию ТБО, копию Устава юридического лица, копии свидетельства о постановке на налоговый учет, о государственной регистрации, копию договора на перевозку ТБО, заключенного между управляющей компанией и компанией-перевозчиком, справка о наличии оборудования для сортировки твердых бытовых отходов. Таким образом, данный Порядок устанавливал заявительный характер предоставления субсидии.

Было установлено, что ООО «Эко Рециклинг Групп» обратилось с заявкой на заключение договора субсидий, связанных с утилизацией ТБО на 2012 год. По итогам рассмотрения заявки Мэрия г.о. Тольятти направила  в адрес Заявителя письма, где были даны разъяснения, что в соответствии с п. 2.1 Порядка предоставления субсидии Обществу необходимо иметь специализированное оборудование, которое позволяет принять объем ТБО, образующегося в Тольятти за один календарный год.  Согласно информации, представленной Мэрии г.о. Тольятти,  ориентировочный объем отходов составляет 1 150 тыс. м. куб в год.

В соответствии с приказом Министерства  энергетики и ЖКХ  №215 ориентировочный  объем производственной мощности  ООО «Эко Рециклинг Групп»  составляет 500 тыс.куб. м.

Было выявлено, что Мэрия г.о.  Тольятти согласовала производственную программу с ООО «Повтор» и ООО «Завод по переработке твердых бытовых отходов». Распределение объемов ТБО  предлагалось осуществить следующим образом: 100% объемов отходов  направлялось на предварительную сортировку ООО «Повтор» с дальнейшей транспортировкой не сортируемых отходов на переработку  методом биокомпостирования  на ЗАО «ЗПБО». При этом единственным получателем субсидии является ЗАО «ЗПБО».

Помимо этого было установлено, что производственная мощность ЗАО «ЗПБО» составляет 503,3 тыс. куб м, мощность ООО «Повтор»  -1067 тыс. куб.м, при этом ООО «Повтор»  осуществляет только сортировку ТБО.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления  запрещается принимать акты и осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению конкуренции и созданию дискриминационных условии.

Таким образом, в действиях Мэрии г.о. Тольятти по принятию постановления Мэрии г.о. Тольятти №4222-п/1 «О внесении изменения в постановление мэрии г.о. Тольятти  №71-п/1» и выделению ЗАО «ЗПБО» субсидий  при отсутствии необходимой производственной мощности содержались признаки создания дискриминационных условии для иных хозяйствующих субъектов, в том числе ООО «Эко Рециклинг Групп».

В декабре 2012 года в отношении Мэрии г.о. Тольятти было возбуждено дело по признакам нарушения Закона о защите конкуренции.

 12 июля 2013 года Комиссией антимонопольного Управления  был установлен факт нарушения Мэрией г.о. Тольятти п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции. Органу местного самоуправления  было предписано  внести изменение в Постановление Мэрии г.о. Тольятти путем исключения условий предоставления субсидий, создающих дискриминационные условия для хозяйствующих субъектов.

Не согласившись с актом  (предписанием) антимонопольного управления, Мэрия г.о. Тольятти безрезультатно обжаловала его в судах трех инстанции: 27 ноября 2013 года, 10 февраля 2014 года и 03 июня 2014 года  соответственно.

Для справки:  В марте орган местного самоуправления  внес  изменения в Постановление Мэрии г.о. Тольятти путем исключения условий предоставления субсидий, создающих дискриминационные условия для хозяйствующих субъектов.