Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке розничной реализации дизельного топлива в Самарской области в 2015 году.

Общие положения

 

Основанием для анализа состояния конкурентной среды на рынках розничной реализации автомобильных бензинов является приказ Самарского УФАС России от 12.02.2015 г.  № 47 «О плане работы Самарского УФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015 - 2016 годы». Целью проведения анализа состояния конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов является установление доминирующего положения вертикально-интегрированных нефтяных компаний (далее – ВИНК) на региональных рынках.

Анализ проведен в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 №220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке» (далее - Порядок), а также методическими указаниями по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов ФАС России (исх. от 17.02.2014 № ЦА/5378/14) (далее - методические указания).

В ходе исследования была использована информация представленная:

- органами местного самоуправления о хозяйствующих субъектах, действующих на рынке розничной реализации дизельного топлива;

- хозяйствующими субъектами, владеющими на праве собственности или ином законном основании АЗС, об объемах розничной реализации дизельного топлива и сведениях о барьерах входа на рынок.

Кроме того, в процессе проведения настоящего анализа Управлением были использованы результаты опроса владельцев личного автотранспорта.

 

Временной интервал исследования

 

Учитывая, что исследование ограничивается изучением характеристик рынков розничной реализации автомобильных бензинов, которые сложились до момента проведения исследования, анализ носит ретроспективный характер. В соответствии с Планом работы Самарского УФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015-2016 годы, временным интервалом анализа конкурентной среды на рынках розничной реализации автомобильных бензинов является 2015 год.

 

Продуктовые границы товарного рынка

 

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 № 454-ст, розничная торговля дизельным топливом классифицирована в группе 50.50 Розничная торговля моторным топливом».

Дизельное топливо предназначено для ДВС с воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизелей). ГОСТы по дизельному топливу определяют область применения дизельного топлива как моторное топливо для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ 305-82: «Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей…»).

В зависимости от условий применения дизельного топлива ГОСТ 305-82 устанавливает три марки дизельного топлива: Л (летнее) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха О °С и выше; 3 (зимнее) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20 °С и выше (t застывания топлива не выше минус 35 °С) и минус 30 °С и выше (t застывания топлива не выше минус 45 °С); А (арктическое) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50 °С и выше.

Все перечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение (топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей), при переходе с марки на марку двигатели не требуют конструктивных изменений. Все указанные марки дизельного топлива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортировке (по ГОСТ 1510).

Дифференциация марок и незначительные отличия в технических характеристиках обусловлены не различиями в применении потребителем в качестве моторного топлива, а климатическими условиями потребления (температурой окружающей среды, сезонностью) едиными для всех потребителей. Состав продавцов при этом также остается неизменным.

Таким образом, дизельное топливо, реализуемое в качестве моторного топлива для автомобильных дизельных двигателей, независимо от единых для всех потребителей и продавцов изменений условий потребления, представляет собой один товар.

Брендированное дизельное топливо различных марок (Ultimate, Pulsar, V-Power, G-Drive, Экто и тому подобное) следует рассматривать как одну товарную группу.

Опрос владельцев личного автотранспорта показал, что:

- 4 респондента из 246 опрошеннных (1,6%) используют дизельное топливо: 

По функциональному назначению заменителями дизельного топлива можно считать сжиженные углеводородные газы, но для работы на сжиженных углеводородных газах  необходимо переоборудование  автомобиля на газомоторное топливо. Перевод автомобиля на сжиженный газ связан со следующими трудностями:

  • во-первых, переоборудование дизельных двигателей на газобаллонное  топливо требует значительных экономических и временных затрат,  на выполнение данных работ, технических возможностей, что в существующих условиях доступно далеко не всем организациям и физическим лицам;
  • во-вторых, ограниченное количество автогазозаправочных станций (АГЗС), что составляет неудобство для потребителей (особенно в сельской местности);
  • в-третьих, при работе автомобилей на сжиженных углеводородных газах, особенно в зимнее время, для запуска двигателя все равно необходимо дизельное топливо.

На сжиженный газ может быть переведен личный, служебный, пассажирский и грузовой транспорт. При опросе владельцев личного автотранспорта никто из 246  респондентов не используют газ в качестве автомобильного топлива. При этом 14 владельцев (5,7 %) отметили, что переведут автомобиль на сжиженный газ в случае повышения цены используемого топлива на 10 %.

Исходя из вышеизложенного, сжиженный углеводородный газ не является взаимозаменяемым товаром  по отношению к автомобильным бензинам.

Следовательно, продуктовыми границами рынков розничной реализации автомобильных бензинов является дизельное топливо.

 

 

 

Географические границы товарного рынка

 

В качестве предварительных географических границ рынка розничной реализации дизельного топлива с учетом экономико-географического положения и автотранспортной инфраструктуры определяется территория, в пределах которой пролегают маршруты регулярного движения частного автотранспорта и автотранспорта предприятий и организаций (за исключением областных, межрегиональных, транзитных).

Исходя из территориальной фиксированности автозаправочных станций (далее - АЗС), основными ограничениями экономической возможности приобретения автомобильных бензинов потребителем являются расположение АЗС, расстояние до АЗС, маршрут следования до АЗС и транспортные расходы, связанные с поиском и приобретением автомобильных бензинов.

В случае, если покупатель осуществляет поездки на своем транспортном средстве в пределах одного муниципального образования (города, района), географические границы будут определяться:

  • транспортными затратами на движение до выбранной АЗС и возвращение обратно;
  • затратами потраченного времени.

При междугородних перевозках географические границы рынков розничной реализации автомобильных бензинов будут совпадать с маршрутом движения. Транспортные затраты и затраты времени в данном случае не будут иметь значения.

Транспортные затраты будут зависеть от расхода топлива. Расход топлива у разных марок автомобилей различен. Наиболее распространенным видом топлива для легковых автомобилей является бензин АИ-92.

В соответствии с Порядком проведения анализа и оценки конкурентной среды на товарном рынке устанавливается допустимая норма превышения затрат на перемещение покупателя к продавцу для приобретения топлива в пределах 10% от стоимости среднего объема заправки, в случае превышения которой покупателю становится экономически невыгодно перемещаться для поиска более дешевого автомобильного топлива. Если АЗС не находится на маршруте следования, транспортные затраты необходимо учитывать как на движение к выбранной АЗС, так и на возвращение обратно.

Согласно опросу владельцев личного автотранспорта, при увеличении цены используемого топлива на 10 %, среднее увеличение расстояния поездки с целью заправки на других территориях составит 6 км. С учетом возвращения обратно, увеличение расстояния до АЗС не должно превышать 3 км.

На основании вышеизложенного, географические границы рынков розничной реализации автомобильных бензинов включают территорию муниципального образования, а также АЗС, расположенные не более чем в 3 км по автомобильной дороге от границ муниципального образования.

 

Состав хозяйствующих субъектов

 

Продавцами на рынке розничной реализации дизельного топлива являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по розничной торговле дизельным топливом на АЗС единичным количеством товара (дизельного топлива) преимущественно для личного использования.

Покупателями на рынке розничной реализации дизельного топлива являются физические и юридические лица, приобретающие дизельное топливо единичного количества преимущественно для личного пользования.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала. В состав хозяйствующих субъектов на рассматриваемых локальных рынках автомобильных бензинов включены юридические лица и  индивидуальные предприниматели, осуществляющие  реализацию дизельного топлива через собственные, либо арендованные автозаправочные станции.

Состав хозяйствующих субъектов на рынке розничной реализации дизельного топлива представлен в Приложении № 1.

 

Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке

 

В соответствии с Порядком расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка (далее - объем товарного рынка) и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании одного из следующих показателей:

- объем продаж;

- объем поставок (отгрузок);

- объем выручки;

- объем перевозок;

- объем производства;

- объем производственных мощностей;

- объем запасов ресурсов;

- объем товара в соответствии с заключенными договорами.

Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке. Иные показатели используются в тех случаях, когда из-за отраслевых особенностей они позволяют более точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции.

Указанные выше показатели могут использоваться в натуральном или стоимостном выражении, а также в условных расчетных единицах, обеспечивающих сопоставимость данных по различным товарам из группы взаимозаменяемых товаров, сопоставимость данных по различным продавцам и приобретателям.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется применительно к установленному временному интервалу, к продуктовым границам и к географическим границам рассматриваемого товарного рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

Показатели, используемые при расчете доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, приводятся в тех же единицах измерения, что и при расчете объема товарного рынка.

Объемы и доли хозяйствующих субъектов на локальных рынках розничной реализации дизельного топлива в 2015 году приведены в Приложении № 1.

 

 

 

 

Уровень концентрации товарного рынка

 

Для определения уровня концентрации использовался коэффициент рыночной концентрации CR3 и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

 

г.о. Самара:

  1. 3 = 82,64%
  2. = 4748

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынок розничной реализации дизельного топлива относится к рынку с высоким уровнем концентрации.

 

г.о. Тольятти:

  1. 3 = 58,51%
  2. = 1751

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынок розничной реализации дизельного топлива относится к рынку с умеренным уровнем концентрации.

 

г.о. Сызрань:

  1. 3 = 100%
  2. = 9797

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынок розничной реализации дизельного топлива относится к рынку с высоким уровнем концентрации.

 

г.о. Новокуйбышевск:

  1. 3 = 93,50%
  2. = 4761

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынок розничной реализации дизельного топлива относится к рынку с высоким уровнем концентрации.

 

 

г.о. Жигулевск:

  1. 3 = 98,53%
  2. = 7420

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынок розничной реализации дизельного топлива относится к рынку с высоким уровнем концентрации.

 

г.о. Кинель:

  1. 3 = 91,99%
  2. = 4653

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынок розничной реализации дизельного топлива относится к рынку с высоким уровнем концентрации.

 

г.о. Отрадный:

  1. 3 = 100%
  2. = 5144

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынок розничной реализации дизельного топлива относится к рынку с высоким уровнем концентрации.

 

г.о. Похвистнево:

  1. 3 = 99,08%
  2. = 8510

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынок розничной реализации дизельного топлива относится к рынку с высоким уровнем концентрации.

 

г.о. Чапаевск:

  1. 3 = 91,76%
  2. = 3708

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынок розничной реализации дизельного топлива относится к рынку с высоким уровнем концентрации.

 

Алекссевский район:

  1. 3 = 100%
  2. = 9676

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынок розничной реализации дизельного топлива относится к рынку с высоким уровнем концентрации.

 

Безенчукский район:

  1. 3 = 99,10%
  2. = 5832

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынок розничной реализации дизельного топлива относится к рынку с высоким уровнем концентрации.

 

 

Богатовский район:

  1. 3 = 100%
  2. = 8211

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынок розничной реализации дизельного топлива относится к рынку с высоким уровнем концентрации.

 

Большеглушицкий район:

  1. 3 = 100%
  2. = 9359

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынок розничной реализации дизельного топлива относится к рынку с высоким уровнем концентрации.

 

Большечерниговский район:

  1. 3 = 100%
  2. = 9060

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынок розничной реализации дизельного топлива относится к рынку с высоким уровнем концентрации.

 

Борский район:

  1. 3 = 99,73%
  2. = 7708

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынок розничной реализации дизельного топлива относится к рынку с высоким уровнем концентрации.

 

Волжский район:

  1. 3 = 76,68%
  2. = 2520

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынок розничной реализации дизельного топлива относится к рынку с высоким уровнем концентрации.

 

Елховский район:

  1. 3 = 98,47%
  2. = 5012

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынок розничной реализации дизельного топлива относится к рынку с высоким уровнем концентрации.

 

Исаклинский район:

  1. 3 = 100%
  2. = 86891

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынок розничной реализации дизельного топлива относится к рынку с высоким уровнем концентрации.

 

 

Камышлинский район:

  1. 3 = 100%
  2. = 10000

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынок розничной реализации дизельного топлива относится к рынку с высоким уровнем концентрации.

 

Кинельский район:

  1. 3 = 91, 53%
  2. = 3586

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынок розничной реализации дизельного топлива относится к рынку с высоким уровнем концентрации.

 

Кинель-Черкасский район:

  1. 3 = 80,04%
  2. = 3454

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынок розничной реализации дизельного топлива относится к рынку с высоким уровнем концентрации.

 

Клявлинский район:

  1. 3 = 100%
  2. = 10000

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынок розничной реализации дизельного топлива относится к рынку с высоким уровнем концентрации.

 

Кошкинский район:

  1. 3 = 99,25%
  2. = 7918

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынок розничной реализации дизельного топлива относится к рынку с высоким уровнем концентрации.

 

Красноармейский район:

  1. 3 = 100%
  2. = 7331

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынок розничной реализации дизельного топлива относится к рынку с высоким уровнем концентрации.

 

Красноярский район:

  1. 3 = 82,64%
  2. = 2943

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынок розничной реализации дизельного топлива относится к рынку с высоким уровнем концентрации.

 

 

Нефтегорский район:

  1. 3 = 98,94%
  2. = 6854

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынок розничной реализации дизельного топлива относится к рынку с высоким уровнем концентрации.

 

Пестравский район:

  1. 3 = 100%
  2. = 5221

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынок розничной реализации дизельного топлива относится к рынку с высоким уровнем концентрации.

 

Похвистневский район:

  1. 3 = 100%
  2. = 4462

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынок розничной реализации дизельного топлива относится к рынку с высоким уровнем концентрации.

 

Приволжский район:

  1. 3 = 100%
  2. = 10000

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынок розничной реализации дизельного топлива относится к рынку с высоким уровнем концентрации.

 

Сергиевский район:

  1. 3 = 91,01%
  2. = 3651

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынок розничной реализации дизельного топлива относится к рынку с высоким уровнем концентрации.

 

Ставропольский район:

  1. 3 = 81,06%
  2. = 4187

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынок розничной реализации дизельного топлива относится к рынку с высоким уровнем концентрации.

 

Сызранский район:

  1. 3 = 98%
  2. = 6517

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынок розничной реализации дизельного топлива относится к рынку с высоким уровнем концентрации.

 

 

Хворостянский район:

  1. 3 = 100%
  2. = 10000

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынок розничной реализации дизельного топлива относится к рынку с высоким уровнем концентрации.

 

Челно-Вершинский район:

  1. 3 = 100%
  2. = 10000

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынок розничной реализации дизельного топлива относится к рынку с высоким уровнем концентрации.

 

Шенталинский район:

  1. 3 = 100%
  2. = 10000

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынок розничной реализации дизельного топлива относится к рынку с высоким уровнем концентрации.

 

Шигонский район:

  1. 3 = 100%
  2. = 10000

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году рынок розничной реализации дизельного топлива относится к рынку с высоким уровнем концентрации.

 

Барьеры входа на товарный рынок

Хозяйствующими субъектами, действующими на рынке розничной реализации дизельного топлива, отмечаются следующие барьеры входа на товарный рынок.

Экономические барьеры:

  • необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;
  • ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;
  • издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;
  • издержки получения доступа к необходимым ресурсам и правам интеллектуальной собственности, издержки на рекламу, издержки на получение информации;
  • транспортные ограничения;
  • отсутствие доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено и которые распределены между хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;
  • наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства);
  • преимущества уже действующих на рынке хозяйствующих субъектов перед потенциальными участниками рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями.

Административные барьеры:

  • условия лицензирования;
  • препятствия в отведении земельных участков;
  • условия конкурсного отбора поставщиков товара для государственных и муниципальных  нужд;
  • экологические ограничения;
  • стандарты, предъявляемые к качеству.

Стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров входа на рынок, в том числе:

  • инвестирование в избыточные производственные мощности, позволяющие увеличить выпуск товара для целей ограничения новых участников рынка;
  • увеличение для приобретателя издержек, связанных со сменой продавца, в том числе в результате предоставления скидок постоянным приобретателям.

Наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, которое приводит к созданию барьеров входа на рынок, в том числе:

  • создает преимущества для участников вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов по сравнению с другими потенциальными участниками рынка;
  • требует необходимости участия потенциальных участников рынка в вертикальной интеграции, что увеличивает издержки входа на рынок нефтепродуктов.

 

Таким образом, по мнению хозяйствующих субъектов наиболее существенными барьерами входа на рынок нефтепродуктов являются:

  • необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;
  • преимущества уже действующих на рынке хозяйствующих субъектов перед потенциальными участниками рынка нефтепродуктов;
  • преимущества для участников вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов по сравнению с другими потенциальными участниками рынка.

 

Оценка состояния конкурентной среды

На основании показателей уровня концентрации рынка, наличия и преодолимости барьеров входа на рынок можно сделать вывод о том, что рынок розничной реализации дизельного топлива в г.о. Тольятти к рынку с недостаточно развитой конкуренцией; рынок розничной реализации дизельного топлива в г.о. Самара, г.о. Сызрань, г.о. Новокуйбышевск, г.о. Жигулевск, г.о. Кинель, г.о. Отрадный, г.о. Похвистнево, г.о. Чапаевск, Алексеевском, Безенчукском, Богатовском, Большеглушицком, Большечерниговском, Борском, Волжском, Елховском, Исаклинском, Камышлинском, Кинельском, Кинель-Черкасском, Клявлинском, Кошкинском, Красноармейском, Красноярском, Нефтегорском, Пестравском, Похвистневском, Приволжском, Сергиевском, Ставропольском, Сызранском, Хворостянском, Челно-Вершинском, Шенталинском, Шигонском  районах относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

 

Выводы и предложения

 

В Самарской области существует административный барьер для вхождения на рынок розничной реализации дизельного топлива новых хозяйствующих субъектов, связанный с наличием в регионе платы за присоединение объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, которая рассчитывается исходя из установленных соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления стоимости и объема услуг, оказываемых по договору о присоединении соответствующего объекта дорожного сервиса к соответствующей автомобильной дороге.

Постановлением Правительства Самарской области от 01 октября 2008 г. №392 установлены перечень и стоимость услуг  по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Самарской области.

Исходя из формулы, установленной указанным Постановлением для расчета стоимости услуг по согласованию размещения объекта дорожного сервиса, присоединяемого к автомобильной дороге, стоимость услуг по размещению АЗС к автомобильным дорогам общего пользования может достигать 5 миллионов рублей.

Плата за услугу по присоединению автозаправочных станций к автомобильным дорогам в таких значительных размерах  является существенным барьером для выхода на розничный рынок автомобильного топлива новых хозяйствующих субъектов. Устранение указанного административного барьера необходимо в целях снижения экономических затрат для выхода на розничный рынок автомобильного топлива новых хозяйствующих субъектов.

Указанный подход нашёл отражение в Программе развития конкуренции в Самарской области на 2010 – 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 28 мая 2010 г. № 213.

 

 

Начальник отдела

контроля законодательства

о защите конкуренции                                                                                                Н.В. Тишина

 

 

Специалист 1 разряда отдела

контроля законодательства о

защите конкуренции                                                                                                  Д.В. Вуколов