• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Проект поправок к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту поправок к проекту федерального закона № 199585-6

«О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции»


Проект поправок к проекту Федерального закона № 19585-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» (далее – проект поправок) разработан в целях совершенствования антимонопольного регулирования и развития конкуренции, на основании Плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2579-р (далее – Дорожная карта), а также Перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева по итогам встречи с членами Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» от 26.07.2013 №ДМ-П13-4698.

Пунктом 6 Дорожной карты предусмотрено исключение предварительного согласования сделок субъектов естественных монополий внутри группы лиц, объединенных по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Для целей реализации данного положения Дорожной карты проектом поправок предлагается внести изменения в главу 7 Закона о защите конкуренции, устанавливающие требования к сделкам с участием субъектов естественных монополий, которые в настоящее время предусмотрены статьей 7 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях).

В этой связи проектом поправок предлагается признать утратившими силу абзацы второй, третий и четвертый пункта 2 статьи 7 Закона о естественных монополиях.

Принятие проекта поправок позволит распространить требования части 2 статьи 28 Закона о защите конкуренции на сделки с участием субъектов естественных монополий. Таким образом, требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок субъектами естественных монополий не будут применяться, если указанные сделки будут осуществляться лицами, входящими в одну группу лиц по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, или если указанные сделки будет осуществляться с соблюдением условий, предусмотренных статьей 31 Закона о защите конкуренции, либо если их осуществление будет предусмотрено актами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации

Пунктом 6 Дорожной карты предусмотрена разработка правового механизма защиты интересов хозяйствующих субъектов при осуществлении действий и заключении соглашений о реализации исключительных прав, если такие действия и соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Для целей реализации данного положения Дорожной карты проектом поправок предлагается следующее.

Статью 3 Закона о защите конкуренции предлагается дополнить частью 3, которой будет предусмотрено применение указанного Закона к соглашениям (действиям), связанным с использованием исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг, если такие соглашения (действия) направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции при обращении товаров, либо являются недобросовестной конкуренцией.

В проекте поправок предусмотрено также дополнение статьи 5 Закона о защите конкуренции новой частью 10, которой будет установлен принцип недопущения признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта только на основании наличия у такого хозяйствующего субъекта исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Взамен исключений в части применения запретов на злоупотребление доминирующим положением и заключение антиконкурентных соглашений к отношениям, связанным с осуществлением исключительных прав (часть 4 статьи 10, часть 9 статьи 11 Закона о защите конкуренции), ФАС России предлагается новая редакция данных положений, которыми предусматривается применение соответствующих норм к действиям и соглашениям хозяйствующих субъектов только в том случае, если такими действиями или соглашениями определяются условия обращения товаров.

При этом предлагается сохранить ранее предусмотренную частью 2 статьи 12 Закона о защите конкуренции безусловную допустимость договоров коммерческой концессии, являющихся вертикальными соглашениями, а также возможность установить запрет на продажу покупателем товаров конкурентов продавца в рамках вертикального соглашения, если покупателем осуществляется продажа товаров под товарным знаком продавца (пункт 2 части 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции). 

Путем внесения изменений в статью 39 Закона о защите конкуренции, Проектом поправок предлагается установить, что дела по признакам нарушения статей 10, 11 Закона о защите конкуренции в действиях хозяйствующих субъектов по осуществлению исключительных прав, заключению соглашений о предоставлении и (или) об отчуждении права их использования, которыми определяются условия обращения товаров, могут быть возбуждены антимонопольным органом только на основании заявления юридического или физического лица, указывающего на признаки нарушения антимонопольного законодательства. Данные предложения направлены на установление оснований для антимонопольного контроля только в том случае, когда его необходимость будет определена самостоятельно тем лицом, чьи права и законные интересы были нарушены соответствующим антиконкурентными действиями или соглашениями хозяйствующих субъектов. 

Проектом поправок также предлагается внести изменения в подпункт «и» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, прямо указав на невозможность выдачи антимонопольным органом предписания, обязывающего правообладателя заключить лицензионный договор, поскольку предоставление принудительной лицензии подлежит правовому регулированию исключительно положениями статьи 1362 Гражданского кодекса Российской Федерации. 

Помимо сокращения оснований для возбуждения данной категории дел о нарушении антимонопольного законодательства и уточнения полномочий антимонопольного органа в данной сфере проектом поправок (часть 3 статьи 7) предусматривается установление трехлетнего периода, в течение которого данные дела могут быть возбуждены и рассмотрены только Центральным аппаратом ФАС России. В течение данного периода времени ФАС России будет выработано единообразие в применении соответствующих норм, в том числе разработаны необходимые разъяснения («guidelines»), которые будут содержать подходы к применению антимонопольного законодательства к действиям по осуществлению исключительных прав, заключению соглашений о предоставлении и (или) об отчуждении права их использования, направленным на определение условий обращения товаров и могущих повлечь ограничение, недопущение или устранение конкуренции. 

Проектом поправок (часть 4 статьи 7) также предусматривается закрепить принцип отсутствия обратной силы Закона о защите конкуренции в данной части, то есть недопущения его применения к лицензионным договорам, содержащим ограничительные условия в отношении обращения товаров, и заключенным ранее вступления закона в силу, с одновременным указанием на то, что такие лицензионные договоры должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями Закона в течение одного года со дня вступления его в силу. 

Проект поправок в рассматриваемой части не содержит норм, направленных на умаление правового статуса правообладателя результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, в том числе не ограничивает право правообладателя запрещать использование принадлежащих ему объектов интеллектуальной собственности. Задачей предлагаемых изменений антимонопольного законодательства является недопущение совершения действий в рамках осуществления исключительных прав по оказанию влияния на товарооборот, приводящего к ограничению, недопущению или устранению конкуренции, к которым в настоящий момент антимонопольные требования не применимы в силу имеющихся изъятий. Наличие таких изъятий уже повлекло возникновение отрицательной судебной практики. Нормы, предлагаемые проектом поправок, также содержат значительное число сдержек и ограничений, которые направлены на нивелирование рисков применения антимонопольного законодательства к обладателям интеллектуальных прав и правоотношениям, связанным с использованием и распоряжением данными правами, в тех случаях, когда такое использование и (или) распоряжение не имеет цели оказать влияние на оборот соответствующих товаров. 

Возможность применения антимонопольного законодательства к объектам исключительных прав также используется в лучших мировых практиках (например: Антимонопольные разъяснения о лицензировании интеллектуальной собственности, подготовленные Федеральной торговой комиссией и Департаментом Юстиции США в 1995 году, Разъяснения об использовании интеллектуальной собственности в соответствии с Антимонопольным актом, подготовленные Комиссией по честной торговле Японии в 2007 г., правоприменительная практика Еврокомиссии и др.).

На необходимость наличия у антимонопольного органа полномочий по анализу лицензионных соглашений и иных действий в сфере интеллектуальной собственности на предмет их направленности на ограничение конкуренции при обращении товаров указывается в рекомендациях ОЭСР и исследованиях Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности (WIPO).

Возможность государствам закреплять в национальном законодательстве виды лицензионной практики, которые могут являться злоупотреблением правами интеллектуальной собственности и оказывать неблагоприятное воздействие на конкуренцию на соответствующем товарном рынке также прямо предусмотрена статьей 40 Соглашения по ТРИПС (является частью договорной базы ВТО).

Установленные антимонопольным законодательством ведущих зарубежных стран запреты на использование интеллектуальных прав в целях ограничения конкуренции не повлекли оттока инвестиций и возникновение рисков ослабления правовой охраны интеллектуальной собственности, коллизий гражданского и антимонопольного законодательства.

Для целей приведения Закона о защите конкуренции в соответствие с Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции от 09.12.2010 в части разграничения компетенции с Евразийской экономической комиссией (далее – Комиссия) в сфере антимонопольного регулирования проектом поправок предлагается статью 3 Закона о защите конкуренции дополнить частью 4, указывающую на не распространение положений данного Закона на отношения по контролю за соблюдением единых правил конкуренции на трансграничных рынках, осуществляемому Комиссией.

Во исполнение пункта 9 Перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева по итогам встречи с членами Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» от 26.07.2013 №ДМ-П13-4698, проектом поправок предлагается внести изменения в статью 5 Закона о защите конкуренции, исключив возможность признания доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если доля такого хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара не превышает 35%, за исключением случаев коллективного доминирования, а также случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Кроме того, во исполнение указанного Перечня поручения, проектом поправок предлагается внести изменения в часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, дополнив ее указанием на то, содержащиеся в ней антимонопольные требования распространяются на торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

Проектом поправок предлагается исключить из понятия «вертикальное» соглашение положения о том, что не является «вертикальным» соглашением агентский договор (пункт 19 статьи 4), в связи с тем, что для целей применения Закон о защите конкуренции агентский договор должен оцениваться исходя из фактических прав и обязанностей сторон, установленных таким договором.

При этом во избежание возникающих разночтений в толковании установленных частью 2 статьи 12 Закона о защите конкуренции критериев допустимости «вертикальных» соглашений проектом поправок предлагается их уточнения путем указания на то, что такие соглашения допустимы, если ни продавец, ни покупатель не превышает долю в размере 20 процентов рынке товара, являющегося предметом «вертикального» соглашения. Предлагаемые нормы, безусловно, будут являться гарантией неприменения антимонопольных требований к малозначительным «вертикальным» соглашениям. 

В связи с тем, что негосударственные фонды не являются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации хозяйственными обществами, товариществами, партнерствами, проектом поправок уточняются признаки, при наличии которых, лица образуют группу лиц (пункты 2 и 4 статьи 9). Данные предложения носят технический характер, необходимы с точки зрения приведения норм статьи 9 Закона о защите конкуренции в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации и не вводят новое правовое регулирование. 

Проект поправок предусматривает внесение изменений в часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, согласно которым злоупотреблением доминирующим положением признаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего должны результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, проект поправок исключает из сферы антимонопольного регулирования действия доминирующего хозяйствующего субъекта, ущемляющие интересы граждан и организаций, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Исключение из сферы антимонопольного регулирования запрета ущемления доминирующим хозяйствующим субъектом интересов других хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности приведет к невозможности воздействия на монополиста (доминирующего субъекта), отказывающего предпринимателям в заключении договора, навязывающего невыгодные условия (в т.ч., при присоединении к электросетям, доступе к транспортной инфраструктуре и т.д.), что в конечном итоге негативно отразится на развитии конкуренции.

Во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 12.04.2013 № ДМ-П9-2412, от 12.04.2013 № АД-П9-2389, от 27.05.2013 № АД-П9-3359 и в целях повышения прозрачности деятельности и недопущения создания хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, дискриминационных условий проектом поправок предлагается внести изменения в статью 10 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которыми по результатам проведенного федеральным антимонопольным органом анализа состояния конкуренции в целях предупреждения создания дискриминационных условий могут устанавливаться нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации правила недискриминационного доступа к товарам, производимым и (или) реализуемым хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение и не являющимся субъектом естественной монополии (часть 31 статьи 10).

Предлагаемая норма направлена на повышение прозрачности деятельности и недопущение создания хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, дискриминационных условий, на тех рынках, где столь высокая доля (более 70%) хозяйствующего субъекта является стабильной и дает ему возможность в одностороннем порядке определять общие условия товарооборота, что приводит к недопущению конкуренции, нарушению прав и законных интересов предпринимателей, а также иных лиц, приобретающих товары таких хозяйствующих субъектов. Предлагаемые правила недискриминационного доступа помогут сократить количество дел о нарушении антимонопольного законодательства в виду их направленности на недопущения совершения соответствующих нарушений при соблюдении соответствующих правил. 

Проектом поправок предлагается конкретизировать полномочия ФАС России по выдаче хозяйствующим субъектам предписаний об утверждении и опубликовании правил торговой практики (часть 4 статьи 10) на основании решения комиссии антимонопольного органа по делу о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии с которым действия такого хозяйствующего субъекта были признаны злоупотреблением доминирующим положением, или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией. 

Предлагаемая поправка направлена на детализацию и конкретизацию существующего полномочия антимонопольного органа по выдаче хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, предписаний в соответствии с подпунктом «м» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Такое предписание выдается исключительно лицам, доминирующим на рынке и в силу этого способным ограничить конкуренцию.

Выдача предписания лицу, доминирующее положение которого на товарном рынке не установлено, не допускается. Отсутствие нарушений антимонопольного законодательства также исключает возможность выдачи доминирующему на рынке хозяйствующему субъекту предписания. проектом поправок определяется исчерпывающий перечень условий, подлежащих утверждению доминирующим хозяйствующим субъектом. Это исключает возможность произвольного определения перечня таких условий антимонопольным органом.

При этом проект поправок не содержит обязанности согласовывать правила торговой практики, утверждаемые на основании предписания, с антимонопольным органом. Вместе с тем, доминирующий хозяйствующий субъект вправе (не обязан) обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия правил торговой практики требованиям антимонопольного законодательства. В этом случае, антимонопольный орган обязан в тридцатидневный срок рассмотреть представленные правила и принять решение об их соответствии (несоответствии) требованиям антимонопольного законодательства.

Предложенная мера носит превентивный характер и направлена на предупреждение нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Реализация предлагаемой поправки будет способствовать снижению количества нарушений антимонопольного законодательства, особенно в части повторности таких нарушений. 

Также следует отметить, что предлагаемая норма основана, в том числе на имеющейся правоприменительной практике инициативной разработки хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках и действия которых ранее признавались антимонопольным органом нарушившими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, правил торговой практики и согласования таких правил с антимонопольным органом (например: ОАО «Газпром нефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Башнефть»,ООО «Джонсон&Джонсон» и другие.). 

Проектом поправок предлагается уточнить, что картелем могут быть признаны не только соглашения хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров на одном и том же товарном рынке, но и осуществляющих их приобретение, то есть являющихся конкурентами в сфере потребления таких товаров (картель покупателей). Целью предлагаемых изменений является приведение Закона о защите конкуренции в данной части в соответствие с лучшими мировыми практиками, в частности с положениями антимонопольного законодательства Европейского союза, где картель покупателей рассматривается как аналогия монопсонии потребителя на товарном рынке и подлежит пресечению (например: «бойкот» промышленных потребителей в виде отказа от приобретения товаров у соответствующих хозяйствующих субъектов, осуществляющих их продажу или установление цены приобретения таких товаров для поставщиков в силу картеля). 

Проектом поправок предлагается установить запрет на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействие) и соглашения органов государственной власти и местного самоуправления, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, формирования тарифов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственном оборонном заказе (статья 15, 16). 

Данные поправки обусловлены тем, что нарушения порядка ценообразования, формирования тарифов, допущенные органами по регулированию тарифов, могут приводить недопущению, ограничению, устранению конкуренции и в этой части должны пресекаться антимонопольным законодательством.

Перечень запрещенных действий при проведении торгов, дополняется запретом на соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками таких торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (статья 17).

В соответствии с проектом поправок статью 18 Закона о защите конкуренции предлагается дополнить частью 21 устанавливающей, что при проведении открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с требованиями данной статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, государственный внебюджетный фонд вправе установить требование о наличии определенного рейтинга российских или международных рейтинговых агентств только в случае несоответствия финансовой организации требуемому уровню финансовой устойчивости и платежеспособности, определяемой в соответствии с показателями, предусмотренными законодательством Российской Федерации и установленными на основании финансово-экономической и иной отчетности финансовой организации, представляемой в Центральный банк Российской Федерации и в осуществляющие регулирование на рынке финансовых услуг федеральные органы исполнительной власти.

Данные предложения проекта поправок направлены на сокращение видов финансовых услуг, для получения которых органам власти требуется провести открытый конкурс или аукцион, а также на установление возможности использования рейтинга российских и международных рейтинговых агентств только в том случае, если не удается установить финансовую устойчивость финансовой организации иными способами (например: по размеру уставного капитала компании). Реализация данных предложений будет способствовать равному доступу финансовых организаций к предоставлению финансовых услуг органам власти. 

Проектом поправок предлагается новая редакция главы 5 Закона о защите конкуренции, исключающая разрешительный порядок предоставления государственных и муниципальных преференций. Проект поправок конкретизирует порядок предоставления государственных и муниципальных преференций и сохраняет последующий антимонопольный контроль их представления. 

Во исполнение пункта 3 Дорожной карты проектом поправок предлагается дополнить Закон о защите конкуренции новой главой 51, предусматривающей антимонопольные требования к созданию государственных и муниципальных унитарных предприятий и участию государства в уставном капитале хозяйственных обществ. 

Главой 51 предлагается установить запрет на создание, государственных и муниципальных унитарных предприятий, хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) которых принадлежат государству, без предварительного согласования с антимонопольным органом, определить порядок получения предварительного согласия антимонопольного органа на создание государственных и муниципальных унитарных предприятий, хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) которых принадлежат государству, процедуру принятия антимонопольным органом решения по указанным ходатайствам, а также возможность выдачи антимонопольным органом предписания при осуществлении контроля за созданием государственных и муниципальных унитарных предприятий и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) которых принадлежат государству. 

Частью 1 статьи 214 предлагаемой главы предусмотрено, что создание государственного и муниципального предприятия, хозяйственного общества, более пятидесяти процентов акций (долей) которого принадлежит государству, в нарушение установленного порядка, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За неисполнение предписания антимонопольного органа, выданного при осуществлении контроля за созданием государственных и муниципальных унитарных предприятий и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) которых принадлежат государству частью 2 статьи 214 будет наступать административная ответственность, предусмотренная статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

При этом в целях обеспечения соблюдения антимонопольных требований к созданию таких предприятий и хозяйственных обществ, проектом поправок предлагается дополнить статью 12 Федерального закона 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» пунктом «е», согласно которому при их государственной регистрации, в регистрирующий орган также представляется предварительное согласие антимонопольного органа о создании юридического лица, если такое согласие является обязательным в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации (статья 5 проекта поправок).

В целях оптимизации деятельности антимонопольного органа, проектом поправок предлагается образовать в федеральном антимонопольном органе Президиум (статья 23), закрепив за ним полномочия по даче разъяснений по вопросам практики применения антимонопольного законодательства и пересмотру решений территориальных антимонопольных органов по делам о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если такие решения нарушают единообразие в толковании и применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства либо нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы.

Цель данного изменения - оптимизация деятельности антимонопольного органа. Также данная поправка приведет к уменьшению нагрузки на арбитражные суды.

В целях уменьшения административной нагрузки на хозяйствующие субъекты проектом поправок предлагается дополнить Закон о защите конкуренции новой статьей 231, устанавливающей ограниченный период нахождения хозяйствующих субъектов в реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (4 года).

Пунктом 6 Дорожной карты также предусмотрено расширение применения институтов предупреждения и предостережения незначительных нарушений антимонопольного законодательства.

В целях реализации Дорожной карты проектом поправок, во-первых, предлагается расширить круг лиц, которым могут быть направлены предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства (статья 257), включив в него должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, государственных внебюджетных фондов и Центрального банка Российской Федерации.

Во-вторых, проектом поправок предлагается внести изменения в статью 391 Закона о защите конкуренции, касающихся расширения круга правонарушений к которым может применяться институт предупреждения. В соответствии с проектом поправок предупреждения могут быть выданы за: экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом (пункт 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции); создание дискриминационных условий (пункт 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции); распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации (пункт 1 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции); введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей (пункт 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции); некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами (пункт 3 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции); а также положений статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Действие статьи 27 Закона о защите конкуренции проектом поправок предлагается распространить также и на заключение хозяйствующими субъектами соглашения о совместной деятельности, если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает семь миллиардов рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году заключения соглашения, превышает десять миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр. 

Учитывая экономические эффекты, которые могут нести соглашения о совместной деятельности, проект поправок в данной части предусматривает ряд механизмов, позволяющих создать правовую определенность при осуществлении такой деятельности:

во-первых, если совместную деятельность планируют осуществлять крупные компании (сумма активов свыше 7 млрд. руб), то такие компании проходят процедуру согласования сделки экономической концентрации;

во-вторых, если компании не подпадают под пороги согласования сделок экономической концентрации, но желают получить заключение антимонопольного органа о соответствии их соглашения антимонопольному законодательству, то они вправе обратиться с проектом соглашения в антимонопольный орган в порядке, предусмотренном статьей 35 Закона о защите конкуренции.

в-третьих, проект поправок содержит норму, исключающую применение положений статьи 11 Закона о защите конкуренции (нельзя признать картелем) соглашение о совместной деятельности, согласованное с антимонопольным органом;

в-четвертых, хозяйствующие субъекты, не подпадающие под пороги согласования сделок экономической концентрации, вправе самостоятельно заключить соглашение о совместной деятельности, руководствуясь критериями допустимости соглашений, предусмотренными частью 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, предлагаемые изменения приведут к положительному эффекту в антимонопольном регулировании, поскольку с одной стороны позволят антимонопольному органу провести оценку возникновению положительных эффектов в связи с последующим заключением соглашения о совместной деятельности и в случае принятия решения об одобрении такой сделки, позволят снизить для ее участников риски, связанные с запретами, установленными антимонопольным законодательством, при реализации такого соглашения. 

В исполнение пункта 6 Дорожной карты, предусматривающего возможность проведения заседаний комиссий по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства путем видеоконференц-связи, проектом поправок предусмотрено дополнение Закона о защите конкуренции положениями о том, что комиссия по ходатайству лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, а также по собственной инициативе вправе принять решение о рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства путем использования систем видеоконференц-связи при наличии технической возможности осуществления видеоконференц-связи (часть 2 статьи 45).

Также в соответствии с данным пунктом Дорожной карты проектом поправок предлагается правило, в соответствии с которым предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в связи с нарушением антимонопольного законодательства, не может быть выдано лицу, которое подлежит привлечению к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в виде административного штрафа, выраженного в величине кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение (часть 3 статьи 51). 

КоАП РФ предлагается дополнить новой статьей, устанавливающей ответственность за нарушение процедуры торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе продаж государственного (муниципального) имущества, а также порядка заключения договоров по результатам таких торгов и продаж или в случае, когда такие торги признаны несостоявшимися (статья 7.321).

Данная поправка направлена на устранения пробела в действующем законодательстве Российской Федерации (существуют запреты и ограничения которые не подкреплены административной соответствующей ответственностью). 

КоАП РФ дополняется новой статьей устанавливающей права должностных лиц, составивших протокол об административном правонарушении (статья 25.111).

Данная поправка повышает статус судьи и делает процесс рассмотрения административного дела в суде состязательным, где судья приобретает роль арбитра.

Также предлагается внести изменения в статью 14.9 КоАП РФ, предусматривающие безальтернативное наказание в виде дисквалификации при повторном нарушении должностными лицами органов власти положений антимонопольного законодательства.

Поскольку проектом поправок расширяется институт предупреждения на статью 15 Закона о защите конкуренции, административное наказание предусмотренное частью 2 статьи 14.9 КоАП РФ будет применяться только к лицам, неоднократно допустившим нарушение антимонопольного законодательства.

В связи с тем, что проектом поправок предусматривает наличие административной ответственности за неисполнение предписания антимонопольного органа, выданного при осуществлении контроля за созданием государственных и муниципальных унитарных предприятий и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) которых принадлежат государству, проектом поправок предлагается внести изменения в статью 19.5 КоАП РФ, предусматривающие возможность наложения административного штрафа на должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления за неисполнение в установленный срок такого предписания.
 


Проект поправок к проекту федерального закона № 199585-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» можно скачать по ссылке ниже:

 

Файлы для скачивания

Проект поправок в Закон о защите конкуренции
Тип файла: doc
Размер файла: 0.21 МБ